 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
30 |
 |
Воспоминания
 |
Рассказано Ю.Г. Древсом 2 декабря 1965 г. Записано В.Г. Тышкевичем при подготовке к выпуску юбилейного (100-го) номера стенгазеты "Вычислитель".
|
|
|
Что именно я делал в "Вычислителе"? До 1959 г. я был культсектором в факультетском бюро и поэтому помещал в газете рекламные статьи типа "Идите к нам в самодеятельность", описывал всевозможные вечера и иногда писал свои стишки. Это было так. Проходит смотр самодеятельности (в апреле обязательно был вечер) – на смотр приходило жюри, ставился стол с красной скатертью. Они просматривали программу. Вечер был не только крупным событием в жизни факультета, но и событием в жизни института. Поэтому материала об этом было много. Заметки были такого типа: был вечер, вы все видели, как он проходил, все было хорошо, мы получили кубок, но чтобы в следующий раз было еще лучше – приходите к нам.
Двери в факультетском бюро никогда не закрывались. Там висели на стенах балалайки и т.п. В перерывах всегда приходили ребята: Володя Гладков, Леня Семенов, Валя Семенова и пели песни, так что иногда из соседней аудитории стучали в стенку: - "Потише".
Один раз, когда мы поставили обозрение "Тысяча и одна ночь", члены жюри нас очень крупно ругали и мы боялись того, что не получим первое место, буквально через 2 недели сделали еще один вечер. Потом из газеты приходили люди и брали интервью. Один ответ был дан в стихах:
|
"Из искры, брошенной на факе,
Мы культработу разожгли
И обозрений яркий факел
На смотр талантов принесли."
|
Основной расцвет всякой деятельности на факультете относится к 1956-1957 гг. 1956 г. (я тогда поступил в институт) был годом, когда впервые ездили на целину. Это были третьекурсники – Юрий Татур, Валя Семенова и много других очень хороших и дружных ребят. В. Семенова - писала очень хорошие стихи, она тогда написала песенку о факультете. Ю. Татур - очень хороший парень в смысле попеть и что-либо организовать. Парень он был что надо и пользовался большим авторитетом.
В "Вычислителе" тогда велись споры: должен ли он в смысле оформления иметь какой-то заголовок типа "Правды", какую-то эмблему или это должно быть делом творческим. Был даже объявлен конкурс на эмблему, заголовок и оформление. Он проходил в течение семестра (примерно в 1957 г).
В 1956 г. "Вычислитель" жил в основном целиной. В газету тогда писали все. Не было никакого деления по разделам, не было и ответственных за эти разделы. Было две редакции. Одну возглавлял Юра Чернышев, вторую – не помню. Работал тогда Володя Терентьев – отвечал за печать. Художниками в газете работали Лариса Алексеева (с потока Татура), Андрей Масляненко – работали они буквально и днем и ночью. Писали все – Иван Трофимович Гусев (декан факультета), все молодые ребята с кафедр. Писал Леня Семенов, Евгений Викторинович Арменский, писали все вожди, например Ю. Татур, В. Семенова – стихи.
Все художники из газеты принимали участие в оформлении факультетских вечеров. О научной работе в газете было очень мало материалов, может быть потому, что институт тогда был еще хилым, в основном писали о взаимоотношениях в группе, о планах на будущее. Писали Юрий Цуканов, Майя Брагинская, но они больше занимались самодеятельностью.
1957-1958 г. Подросли люди младшего поколения с потока Ю. Игнатьева: А. Орликовский, В. Аристархов, А. Скрипицин. Газета стала несколько суховатой. Конкурс кончился. Ничего не выдумали. Предлагали рисовать эмблему газеты в виде вычислительной машины, триода, пентода и т.д. В результате конкурса появился рисунок "Вычислителя". Это была идея А. Масляненко и Ларисы Алексеевой. Решили, что подход к газете должен быть творческим. В газете появилось много фельетонов. Этим занимались М. Брагинская, Ю. Цуканов, А. Орликовский, А. Нариньяни, В. Слободской. Они работали не по плану, а самостоятельно. Они писали дома и писали для себя. Но потом об этом узнавали и брали написанное в газету. Получилось так, что их творческая деятельность как-то выходила за рамки газеты. Партбюро считало, что нельзя заниматься только одними фельетонами и газета должна иметь свое лицо. Институт уже встал на ноги.
Со всем этим связано и появление газеты "У-ха-ха". В 1958 г. А. Нариньяни, В. Слободской выпустили эту газету. Там в основном были хохмы, которые выдумали они сами без определенного направления и много анекдотов ими обработанных. Номер был выпущен без согласования с кем-либо. В углу газеты было написано: "Номер прикололи" - и указаны фамилии и "Номер откололи" - и оставлено пустое место. Действительно, через 2 часа А.И. Сорокин * снял его и этим делом серьезно занялся партком. Дело дошло до того, что вызвали отца А. Нариньяни (Семена Нариньяни), чтобы он критически оценил газету с точки зрения специалиста. Папа пошел против сына и разъяснил ему политику партии и что такие газеты выпускать нельзя.
Позднее все мысли и чаяния этого коллектива вылились в газету ККК ("Критика касается каждого"). Там уже не было анекдотов, а были уже какие-то цельные куски. Газета была уже официальным органом комитета ВСКСМ МИФИ.
Тогда с факультета ФЭФ пришли на ВМУ ребята - Юра Алексеев, Толя Веревкин и др. Они организовали "ФЭФяковскую галерею". Было выпущено 3 выпуска. Очень интересные. Это были хорошо перерисованные репродукции известных картин с подписями. Была картина "Военный совет в Филях", где изображены генералы за столом и мальчик в углу на печке. Подпись - "Представитель студентов на деканском совещании". Тогда некоторых девушек перевели с факультета "Т" на ВМУ. В галерее была картина "Аленушка" с подписью – "Переводят на ВМУ".
В 1960 ушел Юра Цуканов, а еще раньше Леня Семенов, Майя Брагинская, Валя Семенова. Газета стала более официальной, более выраженной в рамках. Появились рубрики, разделы и ушел дух непринужденности. Раньше он был в карикатурах и фельетонах. Раньше было меньше фактов, но они обрабатывались гораздо лучше. Писали о каком-то Иванове, кто он, что сделал, небольшие стишки и карикатура. Не было стрельбы картечью, а били прямо в точку. Всегда старались ставить преподавателей на место, поднимали вопросы по части студенческой жизни и перегруженной программе. Это было раньше.
Затем появился "Инженер-физик". Он взял каких-то людей, потребовал себе какие-то материалы. То что все как-то заглохло, касается не только газеты, но и других дел. Раньше была какая-то преемственность (Юра Татур, Леня Сумароков). Затем от прежнего ничего не осталось.
В 1955-1956 гг. студенты жили свободно, и меньше зажимали. Был истинно студенческий дух. С 1958-1960 гг. дух стал все более официальным и это во всём.
Раньше делали газету в среднем 10 человек. Писали в газету Алик Лагутин, Габриэль Алексаков, Виктор Плужников, Юра Ковальский - начальник первого бригадмила. Писал он строго и всегда призывал вступать в бригадмил. Писал А. Мясин, Николай Парфенов – туристские вещи, Л. Патрикеев.
|
 |
* - Алексей Иванович Сорокин, полковник, начальник учебной части военной кафедры, член парткома МИФИ.
|
|
|
|